Поиск по сайту

Вадим Зазимко: Крах международного разделения труда и переход к открытой мобилизационной экономике

Категория — Статьи и мнения
Опубликовано 22 марта 2016

Несколько десятилетий либеральные экономисты внушали нам, что наступило международное разделение труда. И зачем развивать производство средств производства и высокотехнологичные отрасли – нам все поставят развитые западные страны, а от России только нужны нефть, газ и другие природные ресурсы.

Но теперь очевидно, что при грубом диктате одной мощной страны, какое может быть мировое разделение труда? Вероятность санкций, давлений и ограничений приводит к тому, что многие независимые страны мира начинают перестраивать свою экономику под собственные ресурсы и возможности, максимально стараясь использовать свой национальный потенциал. И один из самых главных ресурсов – собственное население, которое надо бережно взвращивать, сохранять и развивать.

Абсолютно ясно, что в современных условиях России надо не искать благосклонности Запада, а необходимо переходить к открытой мобилизационной экономики – это прежде всего максимальное использование национальных ресурсов для национальных интересов, но и оставляя возможность сотрудничества с зарубежными дружественными и самостоятельными партнерами, где присутствует реальное взаимное уважение и взаимовыгодное сотрудничество. При этом необходимо учитывать собственные национальные особенности, традиции, менталитет.

Следовательно, нужно более активное участие государства в экономике страны, и прежде всего более эффективное государственное управление в современных рыночных условиях, что предполагает сочетание двух объективных регуляторов хозяйствования: государственное планирование и коммерческий расчет. Т.е. необходимо оптимальное сочетание руководящей, стратегической роли государства и самодействие населения, предприятий, направленного на концентрацию и кооперацию сил и возможностей, мобилизующих свои усилия прежде всего на основе национальных ресурсов и в национальных интересах, с возможностью взаимодействия с зарубежными партнерами при реальном взаимном уважении и взаимовыгодном сотрудничестве.

Таким образом, учитывая наш исторический опыт, менталитет российского народа и прямую угрозу нашему существованию, - необходимо кардинальное переустройство отечественной реальной экономики через внедрение:

- открытой мобилизационной экономики,

- программно-целевого метода государственного управления,

- долгосрочного стратегического планирования,

- создание эффективных промышленных альянсов, кластеров,

- организации аграрных союзов, сельскохозяйственных кооперативов.

Мобилизационная экономика — это прежде всего такая экономика, ресурсы которой могут быть спланированы государственной властью и организованы таким образом, чтобы успешно противостоять внешним угрозам существования страны и максимально эффективно использованы для внутреннего развития страны в сложный период его существования.

Известны результаты применения принципов мобилизационной экономики, давшие экономический прорыв Советского Союза в 30-е годы и в послевоенное время. Именно таким образом проведено эффективное восстановление и развитие экономики в Японии и резкий подъем промышленности в Китае.

По воспоминаниям академика Б. Чертка, что когда США обнаружили, что СССР ушел далеко вперед по проектированию и созданию ракетоносителя «Энергия», то эксперты США пришли к единому выводу, что в реализации таких масштабных проектов рыночная экономика безнадежно проигрывает мобилизационной. И Правительство США приняло беспрецедентное решение о государственном регулировании и контроле всех участников этой программы, используя именно советский мобилизационный метод.

Учитывая наличие огромных запасов природных ресурсов (природного газа (35,4% общемировых ), железных руд (32%), никеля (31%), бурых углей (29%), олова (27%), цинка (16%), урана (14%), нефти (13%), первое место в мире по общим земельным и лесным площадям, запасам древесины, а также пресных вод — более 20% мировых ресурсов ), полное самообеспечение энергией, развитую научно-техническую базу, опытные кадры и систему их подготовки, необходимо государству вернуться в экономику, как активному участнику производственно-хозяйственной деятельности. В наше непростое время надо ввести общегосударственное стратегическое (долгосрочное) планирование мобилизационной экономики, планирование основных отраслевых индикаторов (в том числе и в натуральном выражении), стимулировать внутренний рынок крупными государственными заказами, (прежде всего основных видов промышленной продукции с приоритетом оборонного назначения) и жестко контролировать выполнение планов, вплоть до уголовного наказания за их срыв.

Организация самодостаточного внутреннего рынка - основа мобилизационной экономики страны, где как инструментарий реализации стратегических планов стоит полномасштабно использовать программно-целевой метод государственного управления, который позволяет применить системный подход к увязке разрабатываемых целей экономического развития и необходимых ресурсов при помощи специальных программ.

При этом каждая программа - комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития экономики, упорядоченных в виде «дерева целей», где приоритетность определяется через подход «эффективность – время – стоимость».

Необходимо осуществить организационное переустройство экономики, внедрить современные механизмы управления, долгосрочное планирование.

Организация и управление в отраслях должны быть сориентированы:

- на современные конструкторско-технологические решения,

- минимальные сроки инновационных производственных циклов,

- конкурентоспособную цену.

Обеспечение высокого уровня концентрации производства, его предметной и технологической специализации и надёжной кооперации – залог успеха.

Прямая обязанность государства - создание эффективных промышленных альянсов, кластеров, нацеленных на конечный результат и решения, прежде всего, государственных задач.

Производство особо сложной научно-технической продукции (ракеты, самолеты, корабли) должно быть построено на возрождении института Генеральных конструкторов и научно-производственных объединений.

В связи с этим от имени государства всю полноту ответственности за развитие того или иного важного направления экономики должна взять на себя не какая-либо коммерческая организация, а государственное учреждение, нацеленное на отстаивание прежде всего государственных интересов, во главе с опытными кадрами, прошедшими объективный конкурс и имеющих огромные полномочия для реализации поставленных задач, но и несущие всю полноту ответственности за конечные результаты вплоть до уголовной.

Главная задача мобилизационной модели управления – обеспечение серийности и даже массовости производства технически сложных изделий.

Серийность производства – основной фактор развития высокотехнологичных производств в России на сегодняшний день.

Образцы отечественных разработок по качественным характеристикам часто не уступают, а то и превосходят зарубежные аналоги. Повышение качества и снижение себестоимости – дело времени, что эффективно решается серийностью.

В тех же случаях, когда они уступают зарубежным аналогам по отдельным характеристикам, устранение отставаний возможно в рамках уже существующего серийного производства и широкой эксплуатации конечных изделий.

Это объясняется тем, что производители, во-первых, имеют необходимый массив информации от широкого круга пользователей о недостатках изделий, а, во-вторых, достаточные средства для модернизации изделий и разработки их новых поколений.

Основным приоритетами российского государственного управления должна стать работа, направленная на:

* повышение уровня развития производительных сил и, прежде всего, человеческого капитала,

* проведение на новом качественном уровне реиндустриализации страны,

* подъем агропромышленного комплекса,

* изменение финансовой системы с ориентацией на собственные возможности,

* реформирование системы образования,

* восстановление роли и значения академической и отраслевой науки,

* интеллектуализации всех сфер общественной жизни.

Инвестиции в человеческий капитал, развитие науки и техники являются наиболее целесообразными и необходимыми в настоящий период времени.

Вопросы финансирования мобилизационной экономики решаются прежде всего в рациональном распределении налогов, пошлин, сборов и организации государственной ренты на природные ресурсы, а инвестиционные возможности накопленных средств в специализированных фондах – на реальные промышленные проекты, а не на содержание в западных экономиках и растрат в надуманных инфраструктурных проектах.

Особая роль стимулирования банков для кредитования долгосрочных промышленных проектов, оборонного сектора. Должны оперативно включаться механизмы государственных гарантий и государственной поддержки притока ресурсов в необходимые стране инвестиционные проекты

Госсредства: субсидии, льготные кредиты и т.п. должны даваться только под выверенный плановый объём производства, определяемый в единицах изделий по подтверждённым заказам, сведённым в единый план-портфель заказов.

Государству необходимо установить полный и прозрачный контроль расхода средств на госпрограммы и реализацию продукции на внешних рынках. Особенно важно осуществлять переход оплаты поставок отечественной продукции (прежде всего нефти и газа) за рубли. Энергично развивать внешние экономические отношения прежде всего со странами СНГ, Юго-Восточной Азии и Китаем.

Не следует отвергать путь освоения производства по лучшим мировым аналогам. В нетрадиционных для России отраслях или сильно отставших, необходимо создавать совместные предприятия с конструкторскими бюро с долей локализации не ниже 50%, либо на основе государственных организаций с приглашением к работе в них ведущих иностранных специалистов.

Под прямым государственным управлением должно стать также решение проблемы продовольственной безопасности, подъема сельского хозяйства, восстановления агропромышленного комплекса.

Резервы огромные. В Советском Союзе в 1991 году при 6% мирового населения в стране производилось: 62,2% мирового производства пшеницы, 21,4% сливочного, 13% растительного масла, 15,7% – сахара, 11,7% – мяса, 30% – яблок и т.п.

Должно быть усиление на развитие фермерского хозяйства, бесплатное предоставление земли для выращивания сельхозкультур и животноводства, стимулирование освоения новых земель, разведение скота и птицы путем предоставления в беспроцентную рассрочку за отдачу готовой продукцией.

При справедливой системе распределения и перераспределения национального богатства и приоритете интересов конечных отечественных потребителей (хозяйств) над частно-финансовыми группами , предлагаемая форма организации национального хозяйства позволит нашему государству ускориться в своём развитии в интересах большинства граждан страны, что в итоге даст значительный рост качества жизни населения России и его безопасности.

Вадим Зазимко, руководитель Экономического Совета партии "РОДИНА", председатель Совета Директоров НИИ "Звезда", к.э.н.

Главное
Республика Северная Осетия - Алания (выбран сейчас)
Россия
Россия Алтайский край Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.