Госдума приняла во втором чтении поправки в закон об ОСАГО. Они делают основной формой возмещения по автогражданке ремонт автомобиля. Надеяться на денежную выплату можно будет теперь только в особенных случаях.
Председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлев назвал это "примером трогательного единодушия парламентского большинства и справороссов". "Могут, когда им надо", — иронично отметил Журавлев на своей странице в Facebook.
Задача законопроекта — "лоббировать интересы страховщиков", уверен лидер "РОДИНЫ". "Он выгоден только страховщикам и предполагает снижение косвенных убытков страховых компаний, усиливая финансовое бремя простых граждан", — указывает Журавлев.
"При этом ОСАГО отнюдь не убыточное дело. Несмотря на постоянное нытье страховщиков, еще ни одна серьезная компания не обанкротилась. Кто работает нормально, те успешно зарабатывают. Показательно и то, что к законопроекту весьма благосклонно отнесся Центробанк, чьи интересы далеки от интересов большинства россиян. Партия "РОДИНА" выступает категорически против этого закона, противоречащего экономическим интересам наших сограждан", — заключил Алексей Журавлев.
Итак, согласно проекту документа выплата по ОСАГО по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины.
Деньги можно будет получить в исключительных случаях — это полная гибель автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. руб.), если потерпевший не согласен доплатить. Также выплата будет денежной в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. Претендовать на деньги также могут инвалиды.
Но есть одна лазейка: автовладелец сможет потребовать деньги, если страховая компания не может организовать ремонт в сервисе, соответствующем всем требованиям, которые закон предъявляет к возмещению "в натуре".
А требования эти таковы: ремонт по ОСАГО нужно будет делать только с помощью новых запчастей, если только сам автовладелец не согласится на бывшие в употреблении или восстановленные детали. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней. Автосервис должен находиться не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. Предполагается, что станцию ремонта будет выбирать потерпевший, но только из предложенного страховщиком списка его партнеров. Правда, законопроект все же оставляет автовладельцу возможность отремонтировать машину на станции, с которой у страховщика нет договора. Но возможно это только по письменному согласованию со страховой компанией.
Для машин в возрасте до двух лет, которые находятся на гарантии, страховщик должен будет организовать ремонт у официального дилера. Если подходящей станции в списке партнеров страховой компании нет, а на другую мастерскую автовладелец не согласится, то выплата также будет в деньгах.
Имеется положительный момент: ответственность за ремонт будет нести страховая компания. И если на страховщика будет поступать много жалоб по организации ремонта, то Банк России сможет ограничивать право компании на натуральное возмещение. Таким образом, страховщик будет рассчитываться с потерпевшим в деньгах.
По новым правилам, при натуральной выплате в ОСАГО потерпевшему не придется доплачивать за износ запчастей (замену старых деталей на новые). При денежном возмещении разница в стоимости новой и бывшей в употреблении детали (износ) так же как и сейчас будет вычитаться из выплаты.
Закон также предусматривает распространение системы прямого возмещения убытков (ПВУ) на коллективные столкновения (более двух машин). ПВУ означает, что потерпевший по ОСАГО обращается за выплатой к своему страховщику, а не к страховщику виновника, а затем страховые компании рассчитываются между собой.