Я считаю, что сами по себе резонансный арест скандального театрального режиссера и десятки миллионов бюджетных рублей, похищенных при его участии, меркнут на фоне тех титанических процессов, о которых говорят действия силовиков. Почему? Потому что в начале нулевых годов Россия избавилась от оккупации либералами политической власти в стране, затем – от финансового диктата вскормленных ельцинской семьей олигархов. Сейчас настал новый этап – освобождение от оккупации либералами нашей культуры.
Вообще нельзя недооценивать роль именитых деятелей культуры в осуществлении перестройки и последующих "демократических преобразований". К середине 1980-х годов авторитет партии, официальной идеологии, любых государственных структур был изрядно подточен скептицизмом общества, разуверившегося во всем. Однако при этом всевозможные поэты, писатели, артисты, музыканты, режиссеры и прочие, увенчанные советской властью званиями "заслуженных" и "народных", имели поистине культовый статус как среди фрондирующей либеральной интеллигенции, так и среди достаточно широких кругов общества, основательно индоктринированных "Литературной газетой", "Огоньком" и прочими подобными передовыми "прожекторами перестройки".
За счет своего раздутого миллионными тиражами массмедиа авторитета они вельможно благословляли на свет сначала Горбачева, а затем и Ельцина с его окружением. В 1993 году именно их именами "утяжелялись" публичные обращения к власти с требованиями репрессий против патриотов. В свою очередь, власть щедро платила им наградами (тот же обвешанный орденами Ростропович в пелевинском "Generation Пи" – ядовитая реплика на обласканного Ельциным дирижера-демократа).
Даже решившаяся на очищение от ельцинского наследия в рядах истеблишмента и на схватку с Березовским, Гусинским и Ходорковским новая власть, кажется, не решалась трогать ультралиберальную "художественную тусовку". Наоборот, еще больше стала ее обласкивать. Именно в нулевые сановитые те обзавелись вызывающе огромными зданиями собственных театров в центре Москвы (Et Cetera Калягина, достраиваемый ныне новый "Сатирикон"). Им выделялись участки под крупное строительство торгово-развлекательных и бизнес-центров («Райкин Plaza», которую "Лайф" назвал "маленькой бизнес-империей": ее объекты на площади в 160 тыс. кв. м рядом с метро "Марьина роща" "тянут" на 3 млрд. руб.). Их арт-проекты дотировались из бюджета сотнями миллионов рублей. По сути, был оформлен класс либерального художественного олигархата. Или, если хотите, баскаков – как называли ордынских сборщиков дани в побежденной Руси – от либерального искусства.
Эти баскаки собирали дань с нашего государства в лице Министерства культуры и мэрии Москвы как наиболее близких к нему инстанций. Откровенно шпыняли чиновников, а те боялись что-то возразить. Вспомним громкий демарш Константина Райкина, обвинившего в прошлом году российскую власть в цензуре. Притом что – как я регулярно вижу, бывая в Москве – на расположенных рядом с театром "Сатирикон" станциях неумолчно звучит звуковая реклама (бесплатная, конечная), зазывающая на постановки Райкина.
Примечательно, что дело о хищении в "Гоголь-центре" десятков миллионов бюджетных рублей было заведено еще в 2014 году, но вплоть до самых недавних пор его худрук Кирилл Серебренников оставался неприкасаемым. Что же изменилось?
Судя по всему, власть поняла, что тигр, которого ее призывали бояться – бумажный. Поколение советской интеллигенции, осаждавшей театры либеральных режиссеров и концерты фрондирующих исполнителей, ушло. "Властители либеральных умов" не способны вывести на площадь не то что миллионы, а даже десятки тысяч. При этом их барские манеры и расточительные аппетиты вызывают в обществе раздражение не меньшее, чем насаждаемые ими на сцене наших театров эпидерсия и разврат.
Это показала и реакция на арест Серебренникова – куцые публичные протесты, слабо замаскированные угрозы в либеральных СМИ, что теперь-то "деятели культуры" могут и не поддержать Путина на ближайших выборах, истерические вопли про плохую власть (с руки которой они кормились все эти десятилетия) и цензуру. Тот же обласканный властью Калягин заявил в интервью "МК": "Столько нагородили плохих законов, и если их читать, волосы дыбом становятся. Столько нагородили, что мы уже все под лупой".
Да, вы все теперь под лупой. И ваших угроз возрождающаяся Россия больше не боится.