Личность Александра Проханова не нуждается в представлении. Его рассуждения о судьбах современной России знакомы и близки многим, его мысли о «русской мечте» в противовес американской (по факту - западной) собирают как множество сторонников, так и противников, в любом случае привлекая интерес к личности писателя и общественника. Но мало кому известно, что род Прохановых в свое время жил и процветал в маленькой и тогда еще не известной Осетии, а точнее в ее историческом центре – Владикавказе. На одной из улочек города до сих пор сохранился добротно отстроенный дом купца Василия Проханова. В конце XIX века он управлял во Владикавказе двумя предприятиями по выпечке хлеба и производству макаронных изделий. Более века спустя известный общественный деятель России начала XXI века приехал в Северную Осетию, чтобы прикоснуться к камням, которые помнят часть истории рода Прохановых.
Отметим, что это не первый визит общественника в республику. Он был в Беслане в 2004-м. И сейчас в первую очередь попросил отвезти его в «Город ангелов». Сотни улыбающихся лиц детей с памятников и сегодня, спустя 13 лет после трагедии, вызывают дрожь у каждого, пришедшего сюда. Для человека, не живущего в Северной Осетии, это особенное потрясение. Александр Андреевич долго ходил от памятника к памятнику, вглядываясь в лица детей и взрослых. Он остановился у одной из могил, к которой в тот момент подошли родственники. Писатель выразил им соболезнования и сказал, что именно в этом месте человек, попавший в республику извне, может в полной мере прочувствовать масштаб трагедии. Также задержался гость и у памятника погибшим в теракте бойцам спецподразделений. Прочитав выбитый на надгробии текст, он перекрестился. На выходе с кладбища к гостям подошел монах и попросил довезти его до города. За плечами у него висел большой рюкзак, а ноги были босыми. Как выяснилось, монах служит в храме Илии пророка в поселке Нижний Архыз. Это самая древняя действующая церковь на территории России, она находится на территории Нижнеархызского Аланского городища, а настоятелем там является архимандрит Антоний, который долгое время был наместником Аланского Свято-Успенского мужского монастыря и настоятелем храма великомученицы Варвары в Беслане. В Северную Осетию монах пришел пешком, а отсутствие обуви – наказ духовника.
Под впечатлением от увиденного на кладбище и беседы по дороге с представителем духовенства Александр Проханов попал на землю предков – во Владикавказ. И, возможно, даже больше стен родного дома его поразил прием, который устроили гостям ныне живущие там люди. Прикоснувшись в буквальном смысле к камням, выложенным его прадедом, Проханов с чувством благоговения медленно обошел все комнаты, иногда останавливаясь, как будто что-то вспоминая или осмысливая. Жильцы с пониманием отнеслись к визиту гостя: в Осетии как нигде чтят и помнят свои корни и уважают память предков. О приезде Александра Андреевича нынешние владельцы дома и их соседи узнали накануне от представителей партии «РОДИНА», которые и пригласили общественника в республику, ранее найдя этот дом по различным фотографиям и документам и восстановив его исторического первообладателя. Полной неожиданностью и для родинцев, и тем более для Проханова стал организованный им прием: с тремя пирогами и молитвой за чашей национального напитка. Таким стало первое знакомство известного писателя с традициями и культурой Осетии.
А потом его отвезли в рощу Хетага. Делясь впечатлениями о пребывании в святом для осетин месте, Проханов сказал: «Я оказался среди деревьев, от которых исходил божественный свет, это был свет самой матери-природы, тех чудес, которые сотворили вселенную. Осетины, приходящие в эту рощу, испытывают благоговение перед природой. Они не рассматривают ее не как добычу, а как свою праматерь, божественную силу, частью которой сами являются». Еще одно потрясение – величие и великолепие гор, а на их фоне - Аланского Свято-Успенского мужского монастыря. «Он как будто всплыл из горы, - говорит писатель. - Сами горы породили это удивительное сооружение».
Возможно, именно после таких эмоций и впечатлений родилась у Александра Проханова мысль об «осетинской мечте» как возвышенном и утонченном мировоззрении, как понимании того, чего хотят осетины. Хотят они, по наблюдениям общественника, как и многие, благополучия, равенства, любви, сохранения родного села и гор, божественной справедливости, которая примиряет все противоречия. И вербализовать эту мечту должны историки, филологи, художники, представители духовенства республики, которые соберутся в филиале знаменитого Изборского клуба в Северной Осетии. Идею его создания Проханов обсудил с главой республики Вячеславом Битаровым, которого впоследствии назвал «человеком внутренне свободным, умеющим очаровать и объяснить свои цели и личные, и политические». О тонкостях мировоззрения и мироощущения православных осетин и русских Александр Проханов поговорил с епископом Владикавказским и Аланским Леонидом. Архиерей также рассказал о подготовке к 1100-летию крещения Алании, которое планируется отметить на федеральном уровне в 2022 году.
Об идеологии России и путях создания интегральной идеологии Осетии Проханов рассуждал на встрече с общественностью и журналистами республики, прошедшей на базе СОРО ВПП «РОДИНА». Общение произвело на Проханова большое впечатление в первую очередь подготовленностью слушателя, его готовностью узнавать новое, принимать его и делиться своими мыслями. Общественный деятель также отметил важность того, что «РОДИНА» собирает в свои ряды интеллигенцию, интеллектуалов, «потому что современным партиям не хватает ума, головы». «Я очень хочу, чтобы партия процветала. Я не желаю ей победы на выборах, это слишком просто и банально. Желаю, чтобы «РОДИНА» стала частью мироздания, имя которому – Осетия. Я увожу с собой обожание к республике и осетинам», - сказал Александр Проханов, прощаясь в аэропорту.