Поиск по сайту
  • Главная
  • Новости
  • Эдуард Дауров: «Осетии нужна собственная культурная политика»

Эдуард Дауров: «Осетии нужна собственная культурная политика»

Категория — Специальные новости
Опубликовано 8 августа 2017

Народный артист РСО-А, кандидат в депутаты парламента республики шестого созыва от партии "РОДИНА" Эдуард Дауров о современном состоянии североосетинской культуры и эстрады.

Культура и политика, по-вашему, совместимы?

Политика как система сформированных смыслов приоритетов, осознанного вектора движения, как система допустимых методов и средств достижения поставленных целей уже формирует так называемую политическую культуру. Чего мы хотим, к чему стремимся, какова система ценностей данной политико-экономической системы? А значит, каким должен быть человек, который и должен стать главной несущей конструкцией выстраиваемой формации. Культурная политика, политическая культура – пересекающиеся и взаимопроникающие понятия. Кто дает знание – тот формирует и сознание. В этой формуле и политика, и культура.

Считаете ли себя «творческой личностью» и что для Вас включает это понятие?

А чем тогда я занимался все эти годы? Двадцать лет в музыкальном (оперном) театре, одновременно в филармонии, в эстрадном оркестре и оркестре народных инструментов. Конечно, когда-то прежде всего был театр. Играть роль, превращаясь в предложенного персонажа, заставлять зрителя поверить, что он видит не тебя, а именно другого человека – это и есть творческий процесс. Когда после спектакля ко мне подходили и спрашивали «а вы действительно любите героиню?», я отвечал, что любит ее персонаж, которого я играю, но, если вы увидели эту любовь, значит, я справился со своей задачей. Песня тоже маленький спектакль, который необходимо превратить в событие. Именно поэтому я всегда протестую против плюсовок: творчество - сиюминутный процесс на сцене, перед зрителем, когда звук и эмоция рождаются здесь и сейчас, суммой предлагаемых и внезапно возникающих обстоятельств, когда одна и та же песня именно поэтому каждый раз звучит по-разному. А все предшествующее выходу на сцену - подготовка к нему. Другого творческого процесса не бывает.

Последние годы вы ассоциируетесь с эстрадой. Не скучаете по опере?

Давно говорю, что чувствую себя своим среди чужих и чужим среди своих. У Кима Суанова, Муслима Магомаева, Эдуарда Хиля, Льва Лещенко было классическое вокальное образование. Мне кажется, что это чисто советское явление – эстрадная песня на основе классического вокала. Скорее всего, она уходит. Но выясняется, что, когда-то осмеянные песни возвращаются, и мы понимаем, что они настоящие, о вечном, они пережили свое время. К ним обращаются многие современные эстрадные певцы, адаптируя их под свои вкусы, возможности, под нового слушателя. Осетинская эстрадная песня, написанная профессиональными композиторами, звучала в исполнении профессиональных певцов. Мой нынешний репертуар состоит из этой осетинской песни, из ставшей классикой советской песни, из переложенных на эстрадный стиль романсов, русских народных и, разумеется, неаполитанских песен. В любом случае, в моей исполнительской манере присутствует неизгладимая печать оперного вокала.

Если бы Вам сейчас предложили вернуться в Театр оперы и балета, согласились бы?

У меня есть свое понимание направления развития нашего музыкального театра. Оно не совместимо с позицией нынешнего руководства театра. А значит, я не совместим с нынешним театром. Оперный вокал во многом схож с тяжелой атлетикой. Нужен постоянный тренаж, без которого теряются необходимые профессиональные кондиции. При всей условности музыкального театра, достаточно нелепо изображать молодого героя в почти пенсионном возрасте. Поэтому необходимо оставаться убедительным в нынешней весовой категории. Именно поэтому полушутя-полусерьезно я говорю, что вернусь в театр лишь в качестве его художественного руководителя. Но, вполне представляя реалии нынешней ситуации, я понимаю, что это невозможно.

Как оцениваете уровень североосетинской эстрады?

Это тема отдельного разговора, отдельной аналитической статьи, которую я давно хочу написать. Сдерживают некие этические моменты, когда понимаешь, что придется говорить о конкретных людях, с которыми общаешься чуть ли не каждый день, которых уважаешь и с которыми живешь в таком маленьком городе. У нас есть богатая музыкальная культура. Но не она стала основой новых песен, которые почему-то упорно называют осетинскими. У нас есть действительно талантливые исполнители и очень узкий потребительский рынок, когда на крохотном пятачке топчутся десятки исполнителей. У нас естественным образом победило свадебно-ресторанное направление, которое заняло сцены и больших залов. Зритель привык, прислушался к этому и считает сложившуюся ситуацию нормой. Впрочем, боюсь, это не только наша проблема. Я давно не смотрю «Девятую волну». Боюсь за свой вкус.

В свое время Вы окончили ГИТИС. Не было желания тогда остаться в Москве или позже попробовать себя в столице?

Об этом думали многие. Кто-то даже пробовал. На бытовом уровне это было не так уж и сложно. У больших городов огромная притягательная сила, но профессионально зацепиться удается единицам. С нами училась Белла Царикаева. Она потрясающе спела Виолетту в «Травиате» Верди в нашем театре. Только за эту роль получила звание «Заслуженная артистка СО АССР» - уж точно повесомее нынешнего Народного артиста РСО-Алания. Зная, с кем сравниваю, могу сказать, что Белла спела Виолетту лучше певиц, которых я слушал в Большом театре. Но она не была принята в Большой, пойдя на прослушивание. И потом, многие певцы, артисты распеваются, вырастают именно в театре в процессе работы. Большим театрам необходим уже готовый мастер, а потому они не занимаются работой «на вырост» или перспективу. Сложилось, как сложилось, и я не жалею.

Известие о появлении в республике филиала Мариинки вызвало неоднозначную реакцию среди деятелей культуры. Как считаете, в какой мере и степени будет проявляться здесь влияние маэстро и что это даст североосетинской музыкальной культуре?

Вопрос сложный и простой одновременно. Наш музыкальный театр породила иная система. Она занималась планированием на перспективу, подготовкой кадров с обязательным возвращением их при целевом направлении. Под это закладывались ресурсы. В 90-е эта система развалилась. Пока в силе было поколение Бацазова и Билаоновой, Кулаева и Цаллаговой наш музыкальный театр собственными силами мог ставить оперы любого уровня сложности. Сегодня певцы их уровня никогда не вернуться на родину на постоянную работу – только гастролерами и ненадолго. Местное училище не может подготовить вокалиста необходимого уровня. Когда мы говорим о том, что забыты оперы осетинских композиторов, мы не договариваем, что нет профессиональных певцов-осетин, способных их спеть. Имея сильную дирижерскую школу, мы не можем найти дирижера, который бы на постоянной основе работал именно здесь. Двенадцать лет руководства сестрой маэстро театром оперы и балета не сделало его ни более оперным, а тем более балетным. Резко истончился тот культурный слой подготовленного зрителя, готового осознанно и добровольно приходить на оперные спектакли. То есть, не только вокалистов и музыкантов оркестра необходимо готовить, но прежде всего воспитывать слушателя. А это не только проблема уговоров и увещеваний, но и экономическая проблема. Низкие зарплаты, во-первых, а во-вторых невозможность полноценной реализации по причине отсутствия подготовленного зрителя. Выстраивание разрушенной инфраструктуры неподъемная ноша для нынешней экономики Осетии. Естественное восхищение Гергиевым, уважение к нему не решат этой проблемы без выстраивания столь же естественного уважения к людям, которые живут и работают здесь, а не там. Работа приезжих музыкантов вахтовым методом может и вызовет интерес достаточно узкого числа людей, но не решит главную проблему – необходимость налаживания собственной системы подготовки и воспроизводства специалистов, мотивированных работать здесь и на постоянной основе. Если предлагаемая сегодня конструкция держится лишь на авторитете и воле маэстро, то она изначально нежизнеспособна, потому что рухнет при выбывании его по той или иной причине. И главное, напомню его слова на первом фестивале «Мир Кавказу» в далеком 1995 году, когда на вопрос, почему он не играет музыку осетинских композиторов, Валерий Гергиев ответил, что будет исполнять их, когда они будут писать музыку уровня Стравинского. Осетии нужна собственная культурная политика, имея ввиду и национальное музыкальное наследство тоже.

Вы уже были в обновленной филармонии? Как оцениваете новый интерьер и акустику?

Мне не нравится новый зал после реконструкции. Акустика стала хуже. Балки давят, а кресла с обивкой из холодного, синюшного цвета бархата создают не очень уютную атмосферу. Ушел прежний теплый уют этого зала.

Вы закончили истфак и даже успели поработать преподавателем. Любовь к истории сохранилась?

Я часто говорю, что стал певцом случайно, а историком хотел быть всегда. Он во мне и сегодня живет. Я покупаю, выписываю и читаю разнообразную историческую литературу. После школы почему-то хотел поступить на журфак, хотя не имел никаких публикаций. На истфаке всегда писал курсовые и диплом сам. Лет двадцать назад вдруг стал писать и печататься в наших газетах и журналах. Иногда слышу, что пишу лучше, чем пою. Воспринимаю это как комплимент.

Что можете сказать о современной культуре осетинского общества? Как относитесь к массовым симдам в роще Хетага и запрету на кальяны?

Культура не существует сама по себе. Она часть вполне реального, а потому объективного общественного процесса, приоритетов и потребностей сегодняшнего дня. Мы говорим об утрате национальных традиций, языка и почти ничего не можем сделать. Мы цепляемся за внешние формы национальных обрядов, и не можем удержать и передать новым поколениям их суть. Мы говорим о проблемах осетинского театра, не обозначая главную проблему – исчезновение из обихода самого осетинского языка, без которого разрушится становой хребет нашей культуры – сам театр. У нас уйма танцевальных ансамблей, в которых с удовольствием танцуют наши дети, при этом общаясь все больше на русском. И только из-за одного этого сам танец по ментальности своей перестает быть осетинским. На каком языке мыслю и говорю, на таком языке и танцую. Не массовые симды спасут ситуацию, а массовость готовых научиться его танцевать в ежедневном режиме. И не запреты кальянов решат проблемы нашей культуры. Если будет реальная культура каждодневного бытия человека, то проблема кальяна исчезнет сама. Запрещать должна внутренняя культура человека – внешние запреты не решат ничего.

Представьте, что Вы вошли в число депутатов североосетинского парламента 6 созыва. Какой законопроект предложили бы в первую очередь?

Мы должны понять кто мы, что мы, что нам действительно нужно, а без чего можно обойтись. Грандиозные проекты, конечно, можно обозначать, но прежде всего реальные, достижимые цели, пусть небольшие, но обязательно выполнимые, как залог достижения чего-то действительно главного, без чего любая законодательная деятельность будет лишь формой изведения бумаги.

Главное
Республика Северная Осетия - Алания (выбран сейчас)
Россия
Россия Алтайский край Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.